15 сентября 2012 г.

Зачем крепостному география?

В старину бедняки старались пристроить сыновей в обучение к хорошему мастеру. Жизнь в ученичестве была не сладкая: приходилось выполнять грязную работу, терпеть ругань и побои. В 1675 году будущий иконописец Кузьма Васильев объяснял в Стрелецком приказе свой побег от наставника тем, что тот держал его на цепи, как собаку. Но если всё по-спартански вытерпеть и освоить ремесло, от голода уже не пропадёшь.
Понятно и практично. Но сегодня учатся совсем по-другому и другим предметам. Кому и для какой практической цели могла понадобиться, например, география? Будущим королям и полководцам – чтобы прибирать к рукам чужие земли. Наверное, ещё купцам. А остальным-то зачем?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, как появилась европейская школа современного типа. Основоположником её считается Ян Амос Коменский. Он возглавлял общину «чешских братьев» — последователей Яна Гуса, который учил «не подчиняться, но думать самим» и был сожжён инквизицией. В России обязательное образование появляется у казаков-староверов, называвшихся по имени своего предводителя некрасовцами. Все вопросы, в том числе политические и религиозные, они решали на кругу, то есть на общем собрании. Понятно, что неграмотный казак здесь был бы лишним.

Непрактичное, «господское» образование — необходимое условие демократии. Нельзя участвовать в управлении тем, чего не понимаешь. Представьте, что вам предстоит голосовать (или не голосовать) за кандидата, который хочет закрыть атомные электростанции. Чтобы решить, стоит ли его поддерживать, нужно знать, во-первых, физику, во-вторых, немножко ещё медицину и историю с географией (где и какие были аварии на АЭС и, для сравнения, на газопроводах). Вот почему настоящие демократы всегда заботились о том, чтобы юные граждане обучались не только навыкам и ремёслам, но и наукам. И наоборот. Более ста лет тому назад обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев объяснял, что не нужно «развращать» народ «миражами» физики и химии, крестьянским детям лучше провести юные годы, «не отрываясь от природы, возле домашней скотины», а шахтёрским пораньше спускаться в шахту — лёгкие приучать.

Теперь так откровенно уже не высказываются. Но добрые Коты Базилио по-прежнему норовят «освободить» подрастающие поколения от «лишних» наук. Мол, часто ли в жизни пригождается теорема Пифагора или законы Хаммурапи? Зачем же понапрасну напрягаться?
Теперь мы знаем зачем. Право на разум — великое историческое завоевание, и нужно совсем себя не любить и не уважать, чтобы добровольно от него отказаться.

Илья СМИРНОВ.
В иллюстрации материала использована работа художника Георгия КОРЖЕВА.

Комментариев нет:

Отправить комментарий