5 мая 2012 г.


Перепрыгнуть «ленивый» барьер
Обхватив руками цирковые полотна, к потолку репетиционного зала взмыл человек. То приотпуская ткань, то подтягиваясь на ней, артист начал делать элементы один головокружительнее другого. Оставшиеся внизу наблюдали за ним восхищённо.
— Алексей Поливанов... Наш выпускник! — гордо прошептали мне ребята из школы-интерната № 15 им. Ю.В. Никулина. — Здорово, правда?
— Красивая работа!
Лёша Поливанов — одна из знаменитостей этого необычного учебного заведения для ребят-сирот и тех, кто остался без попечения родителей. Помимо  общеобразовательных предметов здешние мальчики и девочки серьёзно знакомятся с цирковым искусством — жонглированием и акробатикой, эквилибром и иллюзионными хитростями.
Конечно, не все потом становятся профессиональными артистами, но Лёша стал! После школы  окончил ещё и цирковое училище. Участвуя в цирковых шоу, объездил весь мир, разве что на Северном полюсе не выступал! А в родные стены заглянул, чтобы поработать над своим новым номером. Я видела: что-то получалось, а что-то не хотело клеиться, и Алексей снова и снова летел на полотнах.
Когда выдался небольшой перерыв, мы поговорили.
— Алексей, за вами так внимательно наблюдали ребята... А вы помните себя в их возрасте? Как знакомились с цирковым искусством?
— Как и все, пробовал всё, и всё, в общем-то, удавалось. Но для себя я выбрал эквилибр. Это сила, гибкость... Помню номер «Кукла», который мы делали с Олей Куликовой.  Она — кукла, я её переносил, держал в разных стойках. Мы делали один из сложнейших балансов — стул на лбу... Конечно, с благодарностью вспоминаю своих очень хороших педагогов.
— Наверное, и учиться, и цирком заниматься для маленького мальчика было трудновато? Приходилось, например, усталость преодолевать?
— Вот собственную лень побеждать приходилось, это точно. Был у меня такой «ленивый» период в младших классах. Но потом я перешёл этот барьер. Просто стал размышлять: надо же мне как-то дальше по жизни идти, надо же что-то делать. Так и взялся за ум. Бывало, что и себя жалел, и плакал, на требовательных педагогов обижался. Но как-то всё-таки разобрался, что моя работа нужна для меня самого.
— А как получилось, что потом вы стали цирковым артистом... на коньках? 
— В цирк на льду меня пригласили, когда я ещё студентом был. На коньках я тогда и не стоял, но решил попробовать. Интересно же! Оказалось, что лёд — это совсем не привычные для меня манежные опилки. Очень специфический жанр. Теперь катаюсь и на ногах, и на руках.
— Как это? 
— Все знают ходули для ног, а мы в номерах используем и ручные ходульки. На них и надеваются коньки, точнее — специальные лезвия. Как раз  в такой экипировке я выступал в шоу Татьяны Тарасовой. Пришлось нам с партнёром быть там... лягушками. В этих образах мы и катались, и силовой эквилибр показывали. Надеюсь, запомнились зрителям.
— Приходилось вам слышать, что цирк, мол, не очень современное искусство? Вот кино — дело другое...
— Кино рассказывает истории... И цирку это подвластно! Для постановки берётся какой-то сюжет и дополняется множеством трюков (порой очень сложных). Так, цирковыми средствами артисты стараются донести до зрителей радость, любовь, печаль. В зависимости от постановки и наш юмор людям передастся, и сказочное настроение. И всё это без всякого монтажа... 
— Что бы вы могли сказать ребятам, которых привлекает работа в цирке?
— Многим это занятие видится лёгким и радостным. Наверное, зрителям выступления акробатов, канатоходцев, эквилибристов такими и должны казаться. Тем же, кто мечтает стать артистом, думаю, надо набраться мужества, силы, большого желания работать. В нашем деле успехи приходят через боль, синяки и мозоли. Но будут терпение, упорство — придут и удачи. Ну и без физической подготовки, конечно, не обойтись. Будущим цирковым обязательно надо заниматься спортом.

Беседовала Елена МИХАЙЛОВА.
Фото автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий