Как в «Истоке» читают «Пионерку»
9 Мая день особенный. От поколения к поколению передаётся живая память о том майском утре: война кончилась! Победа! 9 Мая — наша гордость, слава. 9 Мая — суровая память о том, как мы шли к Победе, какой дорогой ценой заплатили за неё. Дома, в семье и на встречах с ветеранами вы, ребята, слушаете рассказы о том, как сражались с врагом, как трудились наши люди.
А недавно мы в редакции узнали, что в 694-й школе, в музее «Истоки», прозвучали строки со страниц «Пионерской правды» за 1941 год. Руководитель музея так рассказала об этом...
— Да, такая газета хранится сейчас в нашем музее. В то время в школе была годовая подписка на «Пионерку». Теперь это голоса истории, нужно, чтобы нынешние ребята их услышали. Мы предложили пионерам отряда «Орлята» (а это учащиеся 4—7-х классов) стать участниками исследования — самим прочитать заметки, оценить фотографии, рисунки, плакаты на страницах «Пионерки» 41-го года, узнать, как жили тогда их сверстники, страна.
9 Мая день особенный. От поколения к поколению передаётся живая память о том майском утре: война кончилась! Победа! 9 Мая — наша гордость, слава. 9 Мая — суровая память о том, как мы шли к Победе, какой дорогой ценой заплатили за неё. Дома, в семье и на встречах с ветеранами вы, ребята, слушаете рассказы о том, как сражались с врагом, как трудились наши люди.
А недавно мы в редакции узнали, что в 694-й школе, в музее «Истоки», прозвучали строки со страниц «Пионерской правды» за 1941 год. Руководитель музея так рассказала об этом...
— Да, такая газета хранится сейчас в нашем музее. В то время в школе была годовая подписка на «Пионерку». Теперь это голоса истории, нужно, чтобы нынешние ребята их услышали. Мы предложили пионерам отряда «Орлята» (а это учащиеся 4—7-х классов) стать участниками исследования — самим прочитать заметки, оценить фотографии, рисунки, плакаты на страницах «Пионерки» 41-го года, узнать, как жили тогда их сверстники, страна.
...Вот номер газеты, который вышел в последний мирный, предвоенный день. Начались каникулы, идут сборы в лагеря. Пионеры доставляют книги колхозникам. А Володя Безрученков из Курской области нашёл в овраге кусок бивня мамонта, учёные по сигналу школьника провели там раскопки, сделали открытия...
Юным исследователям запомнятся и рассказы про то, какими дельными росли их сверстники, сами, например, делали приборы для уроков физики, с азартом решали шахматные задачи, сдавали нормы на значок БГТО («Будь готов к труду и обороне»).
А следующий номер «Пионерки» вышел на третий день войны — 24 июня 1941 года. Напечатаны первые сводки Главного командования за 22 и 23 июня. Фашистские захватчики без объявления войны 22 июня 1941 года в 4 часа утра атаковали наши пограничные части от Балтики до Чёрного моря. В газете читали о первых схватках с врагом, о боях на земле, в воздухе, в море...
В тяжёлые дни войны, когда шла битва за Москву, а враг был в 23 километрах от Кремля, «Пионерская правда» вышла 14 октября 1941 года. Наши школьники читали о подвиге комсомольца-пулемётчика Павла Вихренко: раненый, он шесть часов продолжал расстреливать фашистов. Молодой сталевар Кирилл Чирковец с завода «Серп и Молот» стал героем очерка «Сталь, рождённая гневом».
Номер «Пионерской правды» от 9 декабря вышел в Казани, когда газета была эвакуирована. И этот номер тоже боевой. Главное — вести с фронта!
Пионеры помогают раненым в госпиталях, собирают металлолом, который очень нужен, чтобы больше выпускать танков, самолётов, даже школьницы учатся работать на тракторе, трудятся в цехах заводов, на полях, стараются заменить фронтовиков. И ведь учиться надо, не отставать.
Какие у ребят той поры складывались характеры, как много брали на себя пионеры! Об этом мы вместе с нашими учениками читали в «Пионерке». И про девочек Олю Максимову, Настю Емельянову, которые научились пахать, про Юлю Акчурину — все заботы о доме, о младших детях взяла на себя...
И про смелых бойцов, партизан, подпольщиков, чьих-то отцов, братьев, близких. Про юного мстителя партизана Ваню С. — это он завёл фашистов в болото.
...Вот так ребята прикоснулись к истории своей страны, узнали о жизни своих сверстников, какой она была, когда началась война. И какими трудными были первые шаги к Победе. Исследовательская работа оказалась интересной, хочется её продолжать.
М.В. ОРЛОВА,
педагог-организатор, руководитель музея «Истоки».
От редакции. Мы не знаем, как сложилась судьба школьников, имена которых пришли к нам из 41-го года. Вспомним их 9 мая — Олю Максимову, Настю Емельянову, Юлю Акчурину, юного партизана Ваню С. — с великой благодарностью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий