Лиза Ляпушкина рисует всю жизнь. Ей не было и пяти лет, когда её приняли в изостудию Школьного центра Эрмитажа, куда попадают только очень одарённые дети.
С Лизой я познакомилась, когда писала свою книгу «Азбука Санкт-Петербурга». В этой книге стихи на все буквы алфавита — про город. А иллюстрировали её ребята из той самой изостудии. И вот когда «Азбука» была почти готова, обнаружилось, что картинки на букву «Ъ» нет! Букву «Ъ» представлял стих про два исторических здания, в которых размещались СенатЪ и СинодЪ (именно так, с твёрдым знаком на конце).
СенатЪ когда-то управлял в России государственными законами, а СинодЪ — церковными. Стоят эти дома на знаменитой Сенатской площади, с которой тоже связано множество великих имён. Создал площадь и дома гениальный архитектор Карло Росси. А в центре сквера застыл на коне Пётр Великий. Этот легендарный памятник скульптора Этьена Фальконе с лёгкой руки Александра Пушкина все называют Медным всадником. А рядышком Исаакиевский собор, воздвигнутый прославленным Огюстом Монферраном. Да и восстание декабристов, всеми учебниками истории описанное, тоже тут произошло. Вот сколько всего должна была вместить в себя картинка! А на дворе гуляло лето, юные художники (они были дошкольниками и младшими школьниками) уже разъехались. И тогда Борис Константинович Кравчунас (руководитель изостудии) позвонил Лизе…
Увидев рисунок, я восхитилась. И не только его красотой. Мне стало ясно, что девочка многое знает про историю своего города! Произведение называлось «Дождь на Сенатской площади». Значит, когда Лиза работала, дождь шёл. А дожди-то в Петербурге нешуточные. Было тогда Лизе девять лет.
В десять она нарисовала автопортрет. И героев картины Матисса «Танец», парящих над Дворцовой площадью. Точнее, почти парящих, потому что это невероятное действо происходило на крыше Эрмитажа. А перед ним возвышался Главный штаб со своей прекрасной аркой. И в воздухе опять что-то струилось и переливалось, асфальт блестел…
Лиза мне сказала:
— Я дождь очень люблю. Это одно из лучших состояний природы. Если идёт дождь, значит, можно ждать радугу.
Интересная мысль, правда? Я начала расспрашивать, что Лиза читает, и удивлению моему не было предела. Стихи Анны Ахматовой, Марины Цветаевой — словом, всего Серебряного века. Ну уж Пушкина само собой. А ещё — «Война и мир», «Мастер и Маргарита», «Ярмарка тщеславия»… О любимых художниках и писателях Лиза говорит без пауз — не вспоминая, а помня. Словно цитируя с любого листа.
Великие художники всплыли сами собой, поскольку мы размышляли, что для автопортретов главное. С Лизиной точки зрения, это — душа художника.
— У Ван Дейка взгляд тревожный какой-то; человек смотрит на нас так, словно нас же изучает. А Леонардо глядит как бы в вечность, будто знает гораздо больше, чем все остальные люди…
Лиза считает, что автопортрет должен быть беспощадным, показывать художника без прикрас, «как он есть».
— Ведь пишешь для того, чтобы и себя понять, а не спрятаться за яркими красками. Ты ведь не идеальный. Рисуешь и разбираешься в себе.
— Значит, если художнику станет грустно при «разборе своих полётов», это не так уж плохо?
— Это совсем может быть не плохо, потому что это всё равно путь самопознания. У Дюрера в «Автопортрете страдающего человека» мука и боль, но вместе с тем сила и даже величие, потому что в результате торжествует творчество, а не мучение: художник, страдая, берётся за кисть и создаёт прекрасное произведение.
Я долго вглядывалась в Лизин автопортрет. В нём чувствуются и открытость, и глубина, и печаль, и сила характера. Всё как в жизни, очень-очень похоже.
Теперь Лизе одиннадцать лет. Она учится в художественной школе, в искусствоведческом кружке Эрмитажа и в школе экстерната «Экспресс»: все предметы изучает сама по учебникам и книгам, а потом просто сдаёт экзамены. При этом у неё нет ни одной четвёрки, сплошные «отлично».
Лиза мечтает стать художником. Мечта сбывается, если ты сам приближаешь её к себе каждый день. А у Лизы дня не проходит без труда — без рисования, чтения, думания...
Татьяна КУДРЯВЦЕВА,
редактор,
Санкт-Петербург.
Комментариев нет:
Отправить комментарий