4 октября 2011 г.

Всероссийская гуманитарно-экологическая экспедиция юных исследователей окружающей среды, посвящённая 300-летию со дня рождения 
М.В. Ломоносова.

Петля во времени
Идём... Уже есть отстающие. Кто-то залюбовался природой, кто-то начал сдавать под тяжестью рюкзака. Я остановилась сделать снимки и тоже отстала.
Прибавила шагу, но всё никак не могу догнать ушедших вперёд. Ничего, тропа одна, не заблужусь. Наверное, они за холмом. Поднялась на холм и увидела... деревню. Но где же группа?
Я остановилась перед домом побогаче. По деревне ходили люди, оглядывались и рассматривали меня. Они странно выглядели. На них какая-то старинная одежда! А может быть, это фестиваль русской народной культуры?
Я заглянула во двор дома, у которого остановилась. К своему удивлению, увидела смутно знакомое лицо. Боже мой! Я его видела в учебниках. Это же Ломоносов!
Я осторожно окликнула его:
— Михаил Васильевич!
— Откуда я тебе известен? И кто ты? — удивился учёный.
— Как бы сказать... Я, понимаете... из будущего. Я просто отстала от юннатов-экологов и... попала сюда, — начала я объяснять.
— Экологи?! Юннаты?! Кто это?
— Ребята, ну, отроки, которые исследуют природу и предлагают разные способы её сохранять.
— Благо, что такие отроки существуют. Все ли в твоём будущем могут стать экологами?
— Все, кто этого по-настоящему хочет, — заверила я академика.
— Как же вы природу исследуете?
— Мы пишем исследовательские работы. Каждое исследование начинается с изучения литературы, а потом идёт уже непосредственное исследование, — пояснила я.
— Неужели всё так просто? — усмехнулся учёный.
— Не всё, Михаил Васильевич, не всё. Надо где-то достать эту самую литературу, а также определители и методики, придумать, наконец, новую тему...
— Не следует страшиться этого — найти, прочитать, понять... Исследовательские работы — замечательное начало для юных учёных.
Я много чего рассказала великому человеку прошлого: и про исследования, и про школу. Мы с ним поспорили о надобности домашних заданий, он был за, я — против. Я Ломоносову пожаловалась на нововведённые экзамены ГИА (государственная итоговая аттестация в 9-м классе) и ЕГЭ (единый государственный экзамен в 11-м).
Я рассказала, что у нас в 21-м веке его знают все. Университет назвали в его честь, он, по-моему, лучший в стране, один из лучших в мире. Каждый мечтает в нём учиться... Например, я.
Мы с Михаилом Васильевичем выпили чаю с липовым мёдом. Я сказала:
— Хотите, я вам покажу, как гидробиологи берут в озере пробы? Они изучают водные объекты...
— Неужто сбылась мечта про быстрых разумом! — Михаил Васильевич смотрел на меня пристально, требовательно...
— Пойдёмте, пойдёмте скорее, может, мы догоним наш отряд юннатов!
Я побежала вниз по холму от деревни и... вдруг услышала:
— Галя, не отставай, чего ты там стоишь, догоняй скорее!
Я повернулась:
— Михаил Васильевич, вы где?
Позади меня никого не было. Только слышался шелест листвы и шёпот ветра... Наверное, я попала в петлю времени, скорее всего, она уже разрушилась... Как жалко, что я не успела показать Михаилу Васильевичу наших ребят... И так мало ему сказала! А ведь столько интересного у него можно было узнать.
Я ещё минуту постояла, слушая ветер, и бросилась догонять ушедшую группу...

Загляните в глаза пиявке
Некоторым этот день мог показаться одним из самых обычных дождливых дней. Но на самом деле всё было не так, стоило лишь заглянуть к гидробиологам.

Вот они разбирают сегодняшнюю пробу из Масельгского озера. Прислушаемся, о чём они говорят...
— Нам попалась личинка какая-то...
— Не какая-то, а стрекозы!
— Какой стрекозы! Жабры видишь? Это подёнка. Где определитель?
— Смотрите, сколько пиявок, все разные. А подёнка может и подождать.
— Нет, это улитковая пиявка, я тебе говорю, да ещё такая крупная, необычная.
— Да нет же, это большая. Только ещё маленькая, не выросла.
— Давайте по определителю посмотрим, он не ошибается.
— Начнём! Сколько глаз у нашей подопечной?
— Сейчас, дай-ка посмотрю. Ой, убегает... Раз, два, три... восемь... восемь глаз! Э-э-э, куда это ты поползла?
— А как расположены?
— Да какая разница.
— Как какая? Если парами друг за другом — то улитковая, если по контуру — то большая, а если четыре спереди и по паре с двух сторон — малая.
— Ой, какая мокрая. А вдруг она в меня вцепится?
Подумать только: чтобы определить пиявку, нужно заглянуть ей в глаза.
Галина РЫБЫНОК, 
школа № 1489,10-й класс, Москва. 
детский эколого-биологический центр. 
Рисунок автора. 

Наблюдал в бинокль
Я наблюдал в бинокль за парой чернозобых гагар. Они занесены в Красную книгу России! Очень красивого чёрного коршуна я заметил после привала. Летала семья осоедов, красивых птиц, которые разоряют осиные гнёзда. Видел лебедя-кликуна. В отличие от всем известного лебедя-шипуна он держит шею не двойкой (2), а единицей (1).
Ночевали в палатках. Проснулись под крик пары журавлей и «чек-чек» сорокопута-жулана. Это который делает запасы, накалывая их на сучки.
Я успел даже попить воды из сфагнума — отдаёт землёй...
Борис ГАВРИЛОВ, 
ученик Федеральной заочной экологической школы ФДЭБЦ.
Великий Новгород.

Начинаешь и...

Самый яркий момент — это защита исследовательской работы. Именно в этот миг появляются дрожь, страх, волнение. Но когда начинаешь рассказывать, из тебя выливается вся информация, как ручеёк. И становится тебе легко, и угасает мысль о провале работы.
Мне очень понравилась эта экспедиция.
Роман АФАНАСЬЕВ.
Чувашская Республика.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Ну хоть тут нормальные дети есть, которые хоть чем-то увлекаются. А то телевизор посмотришь, и складывается впечатление, что кругом одни идиоты растут.
Анна Витальевна, г. Кострома.

Михаил комментирует...

Анна Витальевна, зря Вы так о подрастающем поколении! Они нам еще покажут, где раки зимуют! :)

Отправить комментарий