29 сентября 2011 г.

Глаза на пальцах

Во время поездки в Германию мои друзья пригласили посетить школу для слепых и слабовидящих детей в городе Марбурге.
Все подобные учебные заведения являются интернатами. Дети в них не только учатся, но и живут. Школы-интернаты бывают и для зрячих школьников. Но слепым ребятам приходится гораздо чаще учиться далеко от дома.
В марбургской школе 310 учеников, 270 из них живут в интернате. Они приехали со всех концов Германии. 40 детей каждый день приходят на занятия из родительского дома. Обучение в школе начинается с пятого класса и продолжается девять лет.

План города на ощупь.
Быстрым шагом
Гости Марбурга всегда обращают внимание на большое количество незрячих детей с белыми тростями на городских улицах. Они каждое утро без сопровождения воспитателей идут в школу. Сами же ходят за покупками, в кино, в бассейн, на стадион, на дискотеку. Было бы преувеличением утверждать, что они носятся по городу со своими белыми тростями. Но, во всяком случае, ходят быстрым и уверенным шагом.
В 1978 году в интернате появились «жилые группы» по восемь человек, «разбросанные» по городу. По желанию каждый ученик может поселиться в отдельной комнате или «разделить» жилплощадь с кем-либо из товарищей. Каждую группу опекает несколько воспитателей.
Жилые группы пятиклассников и шестиклассников располагаются рядом со школой. С седьмого класса ребята селятся несколько подальше. Их дорога до учебного заведения занимает пятнадцать—двадцать минут, на этом пути необходимо переходить через довольно оживлённые улицы.
Не опасно ли предоставлять незрячим детям такую самостоятельность?
— Для ребят проводятся индивидуальные занятия по ориентированию в городской среде. А потом они получают письменное разрешение на самостоятельные передвижения, — рассказал мне сотрудник администрации школы Руди Ульрих.
Лариса Якобс:
— Когда рядом столько друзей, разве соскучишься?
Мы — одна команда!
С одной из учениц школы мне удалось познакомиться. Ларисе Якобс 14 лет. Она родом из Франкфурта-на-Майне, живёт в интернате. Не скучает ли по дому?
— Мы уезжаем домой на все каникулы. В общей сложности это шесть недель летом и ещё шесть в течение года. Два раза в месяц можно отправиться домой на выходные. И родители к нам сюда заглядывают, и друзья. Так что соскучиться не успеваешь...
Больше всего Ларисе нравятся уроки физкультуры, английского языка и латыни. В свободное время она играет в футбол и плавает. У неё уже есть конкретные планы на будущее: хочет стать детским психологом. Нравится ли Ларисе жить в группе?
— Самое главное, что мы — одна команда и во всём помогаем друг другу. Вместе делаем домашние задания, покупаем продукты, убираем квартиру. Вместе развлекаемся, ходим на дискотеки, ездим на экскурсии, устраиваем праздники. В нашей группе, как и во всех других, вместе живут и слабовидящие и незрячие ребята разного возраста. Все весёлые, активные и самостоятельные. Конечно, в незнакомых местах незрячим надо немного помочь. Но эта помощь совсем небольшая, и она никого не напрягает.
Помощник ребят - звуковой светофор.
Урок белой трости
Во время посещения школы я понял, что ориентирование с белой тростью — дело необычайно увлекательное, требующее ловкости и сноровки. Каждый шаг необходимо делать одновременно с движением трости. Для недавно ослепшего человека научиться правильно держать трость так же трудно и важно, как для начинающего музыканта правильно брать в руки скрипку и смычок.
Но самое главное другое: двигаясь с тростью, проводя её кончиком по земле или по асфальту, надо по звукам и шорохам определять возможные препятствия. Это непросто! Требуется не только умение, но и смелость. В конце концов незрячий человек может легко упасть, столкнувшись с каким-нибудь неожиданным препятствием…
В Марбурге мне надели на глаза чёрную повязку, и в течение полутора часов занятие по ориентированию с белой тростью со мной проводили преподаватель Ева Янковска и ученик выпускного класса Никлас Леонхард. Он слепой с рождения.
В Германии для зрячих детей, которые приходят на экскурсии в «особенные школы», обязательно проводят уроки ориентирования. Конечно же, с чёрной повязкой на глазах. Чтобы всё было по-честному!
Ребята с белыми тросточками хорошо
ориентируются в Марбурге.

Говорящие точки
Незрячие люди говорят, что у них «глаза на пальцах». Это очень точное определение! Ведь читают слепые действительно пальцами. Все книги для них издаются с рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом. Этот шрифт в 1829 году изобрёл француз Луи Брайль, ослепший в возрасте трёх лет.
Брайлевский шрифт называют «осязаемым шеститочием». С помощью всевозможных комбинаций из шести точек, расположенных в два столбца, по три в каждом, можно обозначить любую букву, цифру, знак препинания, математические, физические, химические и нотные символы. Например, для обозначения русской буквы «А» нам понадобится одна выпуклая точка. Для буквы «Б» — два «пупырышка», для «В» — четыре...
С помощью системы Брайля можно не только читать, но и писать. Для этого используют «прибор для письма по Брайлю» — железную доску с крышкой. В крышке — прямоугольные окошечки, а на железной доске каждому окошечку соответствует по шесть углублений. В трафарет вставляют особую плотную бумагу. Пишут слепые специальным «грифелем» — тупым шилом с ручкой. Грифель нажимает на бумагу, но не продавливает её. На обратной стороне листа образуются осязаемые точки.
Школьные футболисты — мастера по забиванию голов.

Спортивная верёвочка
Один из важнейших предметов в каждой школе для слепых — физкультура. Ведь незрячим детям очень не хватает движения. У школы в Марбурге есть и свой бассейн, и конюшня, и специальная стена для скалолазания. Конечно, необходимо соблюдать технику безопасности! Например, на обычных велосипедах незрячие дети кататься не могут. Они тренируются на специальных велосипедах-тандемах вместе с «глазастыми» сверстниками. На занятиях бегом обычно слепой бегун привязывает себя верёвочкой к зрячему спортсмену. Есть и немало других «трюков», позволяющих без зрения осваивать разные виды спорта.
На уроке физики

Одиночество в каникулы
Приехав из Марбурга, я позвонил главному редактору единственного в нашей стране журнала для слепых детей «Школьный вестник» Ю.И. Кочеткову. Юрий Иванович рассказал, что так же, как и в Германии, российские незрячие дети обычно с удовольствием учатся в специальных школах. Но, приехав домой на каникулы, многие начинают скучать: школьные друзья остаются далеко, а у себя дома очень не хватает общения со зрячими ровесниками.
Разве эту проблему нельзя решить? Вполне возможно, что именно в вашем доме или на соседней улице живёт незрячий мальчик или девочка. Они такие же непоседливые, озорные, как и твои одноклассники. И тоже могут быть верными друзьями. Так, может, стоит познакомиться с ребятами, взять и протянуть им руку? Или заглянуть с одноклассниками в специальную школу для слабовидящих ребят (такие есть почти в каждом областном и в некоторых районных центрах), познакомиться с её учениками и учителями. Гостям в специализированных школах всегда рады!


Илья БРУШТЕЙН, Санкт-Петербург.
Фото Бруно АКСХАУЗЕНА и автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий