12 мая 2014 г.

Про тебя и про меня

Оказывается, важное и серьёзное можно изучать играючи. Пятиклассники московского лицея № 1571, пройдя этапы игры-кругосветки, посвящённой Конвенции о правах ребёнка, убедились в этом на собственном опыте.

В путешествие по статьям документа ребята отправились вместе с сотрудниками психолого-педагогического центра «Юнивита».

Имею право
Кому-то из ребят было больше знакомо слово «конституция». А кто-то, вспоминая разные права человека, смог назвать лишь... права на управление машиной. Но путешествие для того и задумывалось, чтобы за время обычного школьного урока узнать побольше.
Для начала Елена Владимировна Акчурина немного рассказала путникам о конвенции — международном договоре, подтверждающем права мальчиков и девочек на жизнь и образование, на заботу родителей и охрану здоровья. Выяснилось, что прав у детей ого-го сколько! Описаны они в 54 статьях документа. Все школьнику, может, и не запомнить. Но некоторые знать и в соответствии с ними поступать — совсем не лишнее.
Одно из первых важных открытий:
— Выходит, мы имеем право на высказывание и отстаивание своего мнения?
— Совершенно верно.
А дальше такое началось! Команды разбежались по станциям. Каждая — приключение.

Ни слова
Ничего себе задание! На бумажках, что ребята тянули из мешочка, написаны разные понятия из конвенции. Попробуй лишь жестами объяснить другим то, что сам прочитал. Например, показать «заботу», «свободу» или «правонарушение». Один мальчик изобразил глубокие раздумья и то, как он перелистывает страницы книги. Все поняли: это «образование». А «родителя» почему-то сразу признали в сердитом человеке, который грозит пальцем и недовольно машет руками. Ну и образ создали некоторые папы и мамы у своих сыновей и дочек! Неплохо бы им было со стороны на себя посмотреть.

Держись, Золушка!
Кто же не знает историю про трудолюбивую девочку и её хрустальную туфельку? Ну а если перечитать сказку с точки зрения нарушения прав бедной девочки? Стали ребята вспоминать все несчастья, выпавшие на долю Золушки, и поняли: сюжеты из конвенции тут на каждом шагу. Эксплуатация ребёнка, низкий уровень жизни налицо. А ведь девочке для полноценного развития и обучение в школе, и забота близких нужны были.
Кстати, и вы можете попробовать провести такой опыт с известными сказками. Возьмите, например, «Гензель и Гретель», «Снежную королеву» или «Репку». Интересных вам открытий, юные правоведы.

Дружеское множество
Пока одни занимались пантомимой и спасали сказочных героев, другие строили город мечты. В этом населённом пункте должны соблюдаться все-все права детей. Чтобы проиллюстрировать это, ребятам надо было сделать коллаж из журнальных вырезок. Наклеил картинку — сумей объяснить, о защите каких прав тут идёт речь.
А потом все вместе ещё и отрывки из фильмов и мультиков посмотрели — сочувствовали одинокому Мамонтёнку, доказывали неправоту бабушки и дедушки из фильма «Похороните меня за плинтусом»...
К концу игры пятиклассники уже совсем неплохо оперировали сюжетами из Конвенции о правах ребёнка. А заодно и множество дополнительных формулировок для неё предложили. Например, говорили о праве на праздники и на множество друзей, о том, что взрослые должны следить за правильным питанием детей, а не заставлять их есть таблетки.
Из кругосветки ребята возвращались с запасом новых знаний и хороших идей.

Елена МИХАЙЛОВА.
Фото автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий