27 июля 2013 г.

Среди айсбергов и ледяного безмолвия

Таким в 1820 году художник увидел Сидней с севера в заливе Порт-Джексон.
Сейчас, в каникулы, в Михайловском замке ребят больше, чем обычно. 

Сюда, на выставку «Павел Михайлов. Путешествия к Южному полюсу», идут те, кто увлекается приключениями и географическими открытиями. Побывать здесь — всё равно что оказаться в «кругосветке» XIX века.

В ту пору не существовало ни самолётов, ни архиумных навигационных приборов, ни радио, ни телефона. Не говоря уже о такой «мелочи», как фотоаппарат. Вот почему в научный поход обязательно брали художника, который должен был всё зарисовать. В 1819 году в экспедицию Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева пригласили Павла Михайлова, выпускника Академии художеств. Он был портретистом и миниатюристом. Но сильно нуждался в средствах, а за работу в путешествии обещали выплатить тысячу пятьсот рублей в год. 

Путешествие предполагалось крайне заманчивое, просто кишащее опасностями. Двое европейских натуралистов, например, испугались и не поехали. Наверное, подумали: затрёт корабль льдами — никто и не узнает в точности, что с ними случилось. И на айсберг можно напороться, и на недоброжелательных местных жителей. Да и температурка в самом холодном месте на земле ещё та: зимой минус 60, а летом минус 40. А Павел Михайлов и Иван Симонов (астроном из Казани), наоборот, согласились. Потому что им это было очень интересно! Хотя знали: придётся работать и за спасовавших ботаников.

На выставке представлено больше ста рисунков (это примерно треть того, что запечатлел Павел Михайлов). Художник изображал животных и растения, жанровые сцены и береговые линии, портреты туземцев и короля Таити! Однажды на австралийском острове Иван Симонов привёл художнику «модель». Дикарь с удовольствием согласился позировать. По словам Симонова, он стоял как вкопанный. А потом, «проинспектировав портрет», дал понять, что его наряд был не полный. Поднял с земли палочку, продел её через нос и опять встал в нужную позу. Михайлов дорисовал и палочку. Туземец, его звали Бара-Бара, пришёл в восторг.
Прекрасные работы Михайлова ещё и абсолютно точны. Ведь президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин составил для художника особую инструкцию: «Надобно, сколько возможно, избегать того, чтоб виденное дополнять или украшать воображением...». Павел Михайлов обошёлся без воображения, но «включил» озарение и невероятную работоспособность.

Первая экспедиция продлилась два года и двадцать дней. Исследователи проделали путь больше, чем в пятьдесят тысяч морских миль! Экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева совершила величайшее географическое открытие — обнаружила Антарктиду. А также несколько десятков новых островов (один из них стал носить имя Михайлова, другой — Симонова), впервые описали и классифицировали полярные льды, предложили свою теорию происхождения водорослей Саргассова моря. Исследователи привезли массу описаний, карт, рисунков и этнографических редкостей. По акварелям Михайлова создали литографии к специальному атласу. Шлюпы Беллинсгаузена и Лазарева, пройдя вдоль загадочного континента, назвали этот берег в честь императора Александра I. Это были первые изображения Антарктиды!

А вторую кругосветку 1826–1829 годов возглавляли Михаил Станюкович и Фёдор Литке. Их экспедиция исследовала побережья Берингова моря и центральной части Тихого океана. Они даже в Русской Америке (Аляске) побывали. На выставке нам впервые показали материалы обеих уникальных экспедиций. Лично я бродила там почти целый день…

Татьяна КУДРЯВЦЕВА,
редактор, Санкт-Петербург.

Комментариев нет:

Отправить комментарий