П. Хесс. Переправа через Березину 17 (29) ноября 1812 года. |
25 декабря (7 января по новому стилю), ровно два века назад, император Александр I утвердил «Высочайший Манифест о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского». Этот день долго отмечался в нашем Отечестве как всенародный праздник.
Тогда же император подписал указ о возведении в Москве храма Христа Спасителя. А в Петербурге — Эрмитажной Военной галереи, вместившей в себя 332 портрета отважных генералов.
Нынче (весь год!) в дни былых великих сражений в музее выставлялись батальные полотна Петера фон Хесса. Художник изобразил и Бородино, и бой под Красным, и под Смоленском, и при реке Березине.
Двадцать пятого декабря, день в день, в Эрмитаже состоялся праздник Победы в войне двухсотлетней давности.
В Фельдмаршальский зал внесли те самые боевые знамёна — лейб-гвардии Преображенского, Алексопольского, Семёновского, Финляндского полков… знамёна, пропитанные пороховым дымом, обагрённые кровью. Духовой военный оркестр грянул марш — во всю свою медь. Люди замерли: и взрослые, и ребята. Недаром зал назван Фельдмаршальским. В нём собраны знаменитые портреты военачальников. Так что все великие русские полководцы тоже были здесь, услышали, что и мы помним всё.
...В залах Эрмитажа все увидели три необыкновенные выставки. В их создании приняли участие и другие российские музеи, а ещё библиотеки, архивы и даже Институт русской литературы (Пушкинский Дом).
Самая большая экспозиция — «Гроза двенадцатого года» — вместила в себя почти шестьсот раритетов. А «раритет», как ты знаешь, это то, чего больше нигде нет. Это и картины, и гравюры, и знамёна, и ордена, и мундиры (а многие из них подписаны!), и шашки, и мушкеты, даже вазы. Даже маршальский жезл наполеоновского маршала Даву, который казаки атамана Платова захватили вместе с обозом!
В Ротонде выставлены 144 памятные медали, исполненные по проектам Алексея Николаевича Оленина. Этот замечательный человек был президентом Академии художеств и директором Императорской публичной библиотеки. Александр I одобрил его труд, но в жизнь проект так и не воплотили. Двести лет спустя потомок славного генерала Эмануэля (его портрет есть в Военной галерее), учёный и бизнесмен, москвич Иван Вадимович Эмануэль изготовил и подарил Эрмитажу комплект из тринадцати дивной красоты медалей. Их сделали на Петербургском монетном дворе по эскизам Оленина и моделям скульптора Архипова. А на реверсе (оборотной стороне) одной из юбилейных памятных медалей выбито: «Мы все в одну сольёмся душу…»
Но, пожалуй, больше всего посетителей толпилось в тот день в Арапском зале. У витрин с оловянными солдатиками! Про них рассказывала третья выставка. Её основой стала коллекция Льва Львовича Ракова. До Великой Отечественной войны он был учёным секретарём Эрмитажа, а после войны основал Музей обороны Ленинграда. Теперь его солдатики принадлежат Эрмитажу. Портретные фигурки, группы, изображающие полки: русские, французские, даже армий союзников — пруссаков, австрийцев, баварцев…
Между прочим, серьёзные учёные люди тоже «играют» в солдатиков! Хотя и называют это по-другому. К примеру, реконструкция знаменитого сражения. С помощью оловянных солдатиков действительно были созданы очень известные панорамы и макеты.
А в день Победы в войне 1812 года перед нами предстали и уланы, и преображенцы, и драгуны, и кавалергарды… Мы ходили и узнавали их, и приветствовали как старых друзей…
Татьяна КУДРЯВЦЕВА.
Фото предоставлено Государственным Эрмитажем.
Тогда же император подписал указ о возведении в Москве храма Христа Спасителя. А в Петербурге — Эрмитажной Военной галереи, вместившей в себя 332 портрета отважных генералов.
Нынче (весь год!) в дни былых великих сражений в музее выставлялись батальные полотна Петера фон Хесса. Художник изобразил и Бородино, и бой под Красным, и под Смоленском, и при реке Березине.
Двадцать пятого декабря, день в день, в Эрмитаже состоялся праздник Победы в войне двухсотлетней давности.
В Фельдмаршальский зал внесли те самые боевые знамёна — лейб-гвардии Преображенского, Алексопольского, Семёновского, Финляндского полков… знамёна, пропитанные пороховым дымом, обагрённые кровью. Духовой военный оркестр грянул марш — во всю свою медь. Люди замерли: и взрослые, и ребята. Недаром зал назван Фельдмаршальским. В нём собраны знаменитые портреты военачальников. Так что все великие русские полководцы тоже были здесь, услышали, что и мы помним всё.
...В залах Эрмитажа все увидели три необыкновенные выставки. В их создании приняли участие и другие российские музеи, а ещё библиотеки, архивы и даже Институт русской литературы (Пушкинский Дом).
Самая большая экспозиция — «Гроза двенадцатого года» — вместила в себя почти шестьсот раритетов. А «раритет», как ты знаешь, это то, чего больше нигде нет. Это и картины, и гравюры, и знамёна, и ордена, и мундиры (а многие из них подписаны!), и шашки, и мушкеты, даже вазы. Даже маршальский жезл наполеоновского маршала Даву, который казаки атамана Платова захватили вместе с обозом!
В Ротонде выставлены 144 памятные медали, исполненные по проектам Алексея Николаевича Оленина. Этот замечательный человек был президентом Академии художеств и директором Императорской публичной библиотеки. Александр I одобрил его труд, но в жизнь проект так и не воплотили. Двести лет спустя потомок славного генерала Эмануэля (его портрет есть в Военной галерее), учёный и бизнесмен, москвич Иван Вадимович Эмануэль изготовил и подарил Эрмитажу комплект из тринадцати дивной красоты медалей. Их сделали на Петербургском монетном дворе по эскизам Оленина и моделям скульптора Архипова. А на реверсе (оборотной стороне) одной из юбилейных памятных медалей выбито: «Мы все в одну сольёмся душу…»
Но, пожалуй, больше всего посетителей толпилось в тот день в Арапском зале. У витрин с оловянными солдатиками! Про них рассказывала третья выставка. Её основой стала коллекция Льва Львовича Ракова. До Великой Отечественной войны он был учёным секретарём Эрмитажа, а после войны основал Музей обороны Ленинграда. Теперь его солдатики принадлежат Эрмитажу. Портретные фигурки, группы, изображающие полки: русские, французские, даже армий союзников — пруссаков, австрийцев, баварцев…
Между прочим, серьёзные учёные люди тоже «играют» в солдатиков! Хотя и называют это по-другому. К примеру, реконструкция знаменитого сражения. С помощью оловянных солдатиков действительно были созданы очень известные панорамы и макеты.
А в день Победы в войне 1812 года перед нами предстали и уланы, и преображенцы, и драгуны, и кавалергарды… Мы ходили и узнавали их, и приветствовали как старых друзей…
Татьяна КУДРЯВЦЕВА.
Фото предоставлено Государственным Эрмитажем.
Комментариев нет:
Отправить комментарий