Несколько волшебных слов
Далеко не всегда бывает приятно слышать разговоры. Смотришь — вроде симпатичные с виду ребята, а говорят друг другу такие слова, что уши вянут.
Заглянув по делам в одну из казанских школ, я стал свидетелем такой сцены. На перемене две подружки обсуждали какие-то дела, и тут третья девочка без всяких церемоний влезла в их разговор. Слово за слово — получился настоящий скандал.
— Тебе чего? Не видишь: у нас серьёзные проблемы, которые надо обсудить до урока, — сказала одна из подружек, потом представившаяся мне Альбиной.
— Ну и что? Давай лучше помоги мне поскорей решить задачку, — сердито командовала девочка.
— Почему это я должна тебе её сейчас решать? Трудно было вчера вечером позвонить?
— Да уж до тебя дозвонишься! Как сядешь за телефон, так до полуночи…
Тут собеседница Альбины Лиана отвернулась от подруги и вздохнула:
— Ну и ладно, иди, решай ей задачу. А то вдруг двойку получит. Виноватой будешь потом.
— Пусть сама решает и не влезает в чужой разговор.
Альбина от возмущения чуть было не стукнула расстроившую её одноклассницу. Но увидев меня с фотоаппаратом, улыбнулась и быстренько побежала к своей парте.
— Стоп, стоп! Не ругайтесь, — не выдержал я. — Вас как величать?
— Что он сказал? — удивлённо переспросила одна девочка другую.
— Спрашивают, как зовут тебя.
— А… Зарина.
— Прекрасное имя! Мне кажется, лучше не вмешиваться в разговор. Правильнее дождаться, когда беседа закончится (или наступит пауза), и вежливо задать свой вопрос. Если же ты вдруг решила вмешаться в чужой разговор, то стоило хотя бы извиниться перед девчонками.
— Я должна была извиниться? — на лице Зарины был настоящий ужас. — Вот ещё… Лиана тут не к месту, с Альбинкой разговорилась, а у меня задачка…
— А почему она должна была тебе решить задачку? Вчера и правда нельзя было это упражнение подготовить?
— Я же сказала, она весь вечер болтала с кем-то по телефону.
— А после уроков? Перед уходом домой трудно было попросить о помощи? И вообще, почему она должна за кого-то решать задачки? Разве ты сама не можешь делать свои уроки?
— Но она мне всегда решала задачки, которые у меня не получались. За это я ей давала жвачку.
— Да сколько раз я объясняла, как нужно решать задачи! — вставила Альбина. — Ну не хочет человек учиться...
Смотрю — Зарина покраснела и тут же обиженно выкрикнула:
— Вот всегда так. Сейчас будет звонок, и я снова получу двойку…
— А ты попроси учителя не спрашивать тебя. Только сделай это вежливо, — предложил я.
— Как это? — спросила Зарина.
— После того как все сядут за парты, подойди к педагогу и скажи: «Извините, пожалуйста, я сегодня не совсем готова к уроку. Обязательно постараюсь всё исправить и на ближайшем уроке отвечу.» После этого, я уверен, учитель не поставит тебе двойку.
— Не знаю... Попробую! — вздохнула девочка.
…После звонка в класс вошла учительница. А я, попрощавшись с новыми знакомыми, решил подслушать из коридора, получится ли у Зарины то, что мы задумали. И знаете, получилось, сработало! Похоже, девочка не только класс удивила, но и свою учительницу. Та ответила:
— Не беда! Можем после уроков с тобой позаниматься.
Я, улыбаясь, пошёл к выходу. Тактичность в который раз на моих глазах выручила человека.
Ильяс ГИЛЯЗУТДИНОВ.
Республика Татарстан,
г. Казань.
Фото автора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий