15 мая 2012 г.

Новый воротник
Услышав название станции метро «Новослободская», каждый догадается, что «спрятана» в нём какая-то новая слобода. Новая и есть. То есть была, появилась, когда в XVII веке, съехав с насиженных мест в районе Тверской улицы, на землях, окружающих нынешний вестибюль метро, обосновалась слобода воротников. По ней и прошёл очередной маршрут «МоскваХода».

Наше дело - сторожить
К портновскому делу или к пошиву модных воротничков эти люди никакого отношения не имели. Работали они охранниками при воротах. Поэтому правильнее их называть воротники.

Почему они уехали из центра на тогдашнюю окраину? Да потому, что границы города расширились. Въездные ворота отодвинулись ещё дальше от Кремля, а людям, которые их обслуживали, не с руки было жить далеко от места работы.

Сегодня о тех стародавних временах напоминает небольшой Нововоротниковский переулок, что проходит за спиной «Новослободской». А недалеко от станции «Маяковская» «проживает» его старший брат — переулок Воротниковский. Вы теперь знаете, как произошли эти названия и как их следовало бы произносить. Но... почему-то большинству москвичей очень нравится «ошибаться».

И побольше ракушек...
На фоне соседних разновозрастных многоэтажек дом 8А по 2-му Волконскому переулку выглядит настоящей экзотикой. Пройдёт мимо прохожий и наверняка подумает: «Вот это старина! Наверное, какая-то уникальная постройка!» Насчёт старинности — чистая правда. Дом появился как раз после московских пожаров 1812 года. Был по тем временам самым что ни на есть обычным. Это образец типовой застройки города начала XIX века. Скажи нам сейчас про типовое строительство — скорее всего, представим блочно-панельно-лоджиевых великанов. Про то, какие они все одинаковые, Эльдар Рязанов снял свой знаменитый фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Но разве сравнишь этот домик с его «коллегой» с 3-й улицы Строителей?

Чтобы придать «типовому» какие-нибудь отличительные черты, конечно, постарались его тогдашние хозяева. Раз городские власти велели украшать фасады, значит, надо украшать! Для этого были закуплены лепные львиные морды и венки славы, ракушки и цветочные композиции. Соединилось всё на стене очень даже мило.

Может, и не хотели того неизвестный архитектор и жильцы, но своеобразным памятником городской жизни их дом всё-таки стал.

Спящий небоскрёб
Оказавшись в Щемиловском переулке, постарайтесь не пропустить вход в детский парк. Там, недалеко от входа... небоскрёб лежит. Сначала про этот дом ничего такого и не подумаешь. Здание как здание за оградой парка. Правда, окна у него приметные: некоторые — большие прямоугольные, а другие — маленькие и круглые.

Оказывается, это единственная в Москве постройка очень оригинального архитектора Л.М. Лисицкого (псевдоним — Эль Лисицкий). Типография журнала «Огонёк» появилась в городе в начале 30-х годов прошлого века. Сам дом невысок, но в плане — натуральный гигант.

Горизонтальные небоскрёбы, которые тянутся не в высоту, а в длину и ширину, Эль Лисицкий планировал построить в нескольких местах бульварного кольца. Выглядели бы они весьма необычно. Представьте: на двух или трёх гигантских «ногах» закреплён положенный набок длиннющий дом. Форма у него не ровная-прямая, а скорее, похожая на цифру «4». Сколько же учреждений, организаций и предприятий могло бы поселиться в этих «избушках на курьих ножках»!

Эта идея и сейчас-то чудной может показаться. Что уж говорить про 20-е годы прошлого века! Но такой смелый на выдумки был архитектор.

Его горизонтальные (лежащие) небоскрёбы так и не встали на бульварах, но в устройстве типографии «Огонька» автор хотя бы частично воплотил свою давнюю мечту.

Елена МИХАЙЛОВА.
Фото автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий