30 января 2013 г.

Мы одной крови

Обычно учёные изучают мифы, но не становятся сами их героями. А на Новой Гвинее записаны предания о белокожем — цвета Луны — пришельце, который научил людей пользоваться железными орудиями (вместо каменных) и ещё много чему полезному.

Нового Прометея звали Николай Николаевич Миклухо-Маклай.
На родине его биография тоже расцвечена легендами. Далёкий предок — шотландец Маклай, подавшийся в запорожские казаки, увы, документами не подтверждается. А вот то, что сам будущий учёный ещё гимназистом оказался за решёткой в Петропавловской крепости, — правда. И в дальнейшем его отношения с государем императором складывались неласково. Исключённый из Петербургского университета за революционную деятельность, он продолжил образование в Германии. И там — нет худа без добра! — стал учеником всемирно известного профессора Эрнста Геккеля. Того самого, который придумал слово «экология».

Благодаря Геккелю русский студент освоил самые разные специальности, которые могли пригодиться в путешествиях, от рисования до зоологии.
«13 июня. Ест всё: рис, аян, бау, кокосовые орехи, сладкий картофель и очень любит бананы. В продолжение дня он обыкновенно спит, свернувшись, но всё-таки ест, если ему дадут; ночью же немилосердно грызёт дерево ящика, куда я его сажаю». Эта дневниковая запись Миклухо-Маклая познакомила нас с замечательным существом по имени кускус.

Но главной для русского путешественника стала наука о происхождении и развитии человечества. На этой почве он принципиально разошёлся во взглядах и с учителем, и с большинством тогдашних авторитетов. В науке ХIХ века господствовали представления, которые потом назовут «расистскими». Но в то время они казались естественными. Чёрные, жёлтые и краснокожие хуже белых — а как может быть иначе? Геккель считал папуасов «недостающим звеном» между гомо сапиенс и обезьянами. Но Миклухо-Маклай, изучив физический облик и быт «диких» племён, настаивал на том, что человечество — единое целое и все люди должны пользоваться равными правами. Почему? Потому что наука того времени делала выводы о способностях «цветных» по их поведению в условиях, когда весь уклад жизни рушился от столкновения с чужой цивилизацией. Если бы самого профессора продали в рабство куда-нибудь в Саудовскую Аравию, он тоже выглядел бы не очень пристойно. А Миклухо-Маклай не просто наблюдал за аборигенами Новой Гвинеи в естественных условиях, он жил вместе с ними как друг и сосед, а не господин колонизатор.

Есть такой сборник тестов — IQ (коэффициент интеллекта), вроде ЕГЭ, с помощью которого якобы объективно измеряют умственные способности отдельного человека и целых профессий или народов. На самом деле это задачки для юных математиков, и городской мальчик, который учится в школе с математическим или физическим уклоном, справляется с ними очень хорошо. У европейского крестьянина результаты будут хуже, у папуаса совсем плохие. Но не потому, что глупый: просто ему непонятно, о чём речь в этих анекдотах, лишённых практического смысла. Зато в привычном для себя мире он блестяще решает ничуть не менее сложные задачи. А горожанин в джунглях не доживёт до утра.
Со временем выводы Миклухо-Маклая получили блестящее подтверждение: генетики доказали, что человечество составляет один вид, а различия между расами очень небольшие и скорее условные. По ДНК люди разных рас отличаются друг от друга меньше, чем шимпанзе из одной стаи. А археологи обнаружили конкретно на Новой Гвинее доказательства того, что далёкие предки аборигенов 7 тысяч лет назад создали собственную систему земледелия, которая удивительна тем, что не разрушает окружающую среду. Посмотрите для сравнения, как похозяйничала на средиземноморских островах высокая культура Древней Греции: так, что ни одного дерева не осталось.

Сегодня имя Миклухо-Маклая увековечено в названиях улиц в Москве и в Маданге (город в ныне независимом государстве Папуа — Новая Гвинея), на вывеске Института этнологии и антропологии (им. Н.Н. Миклухо-Маклая). Но, как он говорил, «единственная цель моей жизни — польза и успех науки на благо человечества». И лучшим памятником учёному стало бы, наверное, освобождение человечества от того, с чем он всю жизнь боролся. К сожалению, сознание людей до сих пор отравляют глупости про «генетическую» предрасположенность к господству или подчинению, «цивилизованные» страны ведут захватнические войны то в Ливии, то на далёком Береге Слоновой Кости...

Илья СМИРНОВ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий